[править] История
Начало созданию космического ракетного комплекса (КРК) «Ангара» положил указ президента России Б. Н. Ельцина от 6 января 1995 года. Государственными заказчиками были определены Министерство обороны и Российское космическое агентство (ныне Федеральное космическое агентство). Соисполнителями работ по первоначальному проекту были Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королёва (Королёв, Московская область) и Государственный ракетный центр «КБ им. академика В. П. Макеева» (ныне Государственный ракетный центр им. академика В. П. Макеева; Миасс, Челябинская область).
В 1997 году за основу был взят альтернативный проект, предложенный Государственным космическим научно-производственным центром им. М. В. Хруничева (ГКНПЦ; Москва).
Полномасштабное финансирование работ по «Ангаре» началось в середине 2000-х годов.
Для проведения испытаний КРК «Ангара» был выбран космодром Плесецк. Работы по созданию объектов наземной инфраструктуры подготовки и запуска предусмотрены Федеральной целевой программой «Развитие российских космодромов на 2006—2015 гг.», разработка и изготовление ракеты — Государственной программой вооружения и Федеральной космической программой России на 2006—2015 гг.
В 2013 году омский завод «Полёт» приступил к производству ракетных модулей для ракет «Ангара».
Впервые ракета семейства «Ангара» стартовала 9 июля 2014 года с Плесецка. Полет легкой «Ангары-1.2ПП» (ПП — первый пуск) проходил по баллистической траектории над территорией России: через 21 минуту после старта неотделяемый габаритно-массовый макет полезной нагрузки (1,43 т) со второй ступенью упал в заданный район полигона Кура на полуострове Камчатка, преодолев расстояние в 5,7 тыс. км. Ракета представляла собой несерийный вариант носителя и предназначалась для комплексной отработки составных частей космического ракетного комплекса и подготовки к первому запуску «Ангары-А5» тяжелого класса. На первой ступени «Ангары-1.2ПП» успешно отработал двигатель РД-191, на второй — РД-0124А.
23 декабря 2014 года в 08 часов 57 минут (мск) с универсального стартового комплекса на Государственном испытательном космодроме Министерства обороны Российской Федерации (космодром Плесецк) в Архангельской области боевым расчетом Войск воздушно-космической обороны проведен первый испытательный пуск ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара-А5». Запуск произошёл успешно.
[править] Технологии
В «Ангаре» применён новый модульный принцип построения, двигатели новой разработки, новая система управления, новая технология изготовления конструкции и т. д.
Устройство ракеты
Ракетный двигатель РД-191
Впервые при разработке «Ангары» за основу был взят модульный принцип. Носители разной грузоподъемности собираются из стандартных блоков-модулей с высокой степенью взаимозаменяемости. Основа ракетной системы — универсальный ракетный модуль (УРМ), который представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего. УРМ используется в первой (УРМ-1) и во второй (УРМ-2) ступенях ракеты. УРМ-1 трижды (2009, 2010, 2013) прошёл успешные летные испытания в составе южно-корейской ракеты-носителя KSLV-1.
Ракета лёгкого класса имеет две ступени, тяжёлого — три. В качестве верхней ступени предусмотрено применение разгонных блоков: «Бриз-КМ», «Бриз-М», кислородно-водородный среднего класса (КВСК) и кислородно-водородный тяжелого класса (КВТК). В состав серийной «Ангары-1.2» входят два универсальных модуля, «Ангары-А5» — шесть, «Ангары-А7» — семь.
Двигатели
Каждый модуль первой ступени ракеты оснащается одним однокамерным жидкостным ракетным двигателем (ЖРД) РД-191 разработки НПО Энергомаш (Химки, Московская область), работающим на керосине. На второй и третьей ступенях используется ЖРД РД-0124А Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА; Воронеж).
В перспективе в верхней ступени возможно применение ЖРД РД-0146 и РД-0146Д разработки КБХА (РД-0146Д создаётся для разгонного блока «Ангары-А5»).
Топливо
«Ангара» работает на экологически чистом топливе — керосине, окислителем которого выступает кислород. После сгорания керосина остаются лишь вода и углекислый газ. Раньше все российские ракеты тяжёлого класса летали только на токсичном гептиле.
Использование композитных материалов
Около 36 % деталей ракеты удалось изготовить из композитных материалов третьего поколения, что снизило общий удельный вес всей системы на 12,3 %.
Эффект унификации ракет
«Ангара» создана в виде конструктора, который можно оперативно компоновать в зависимости от стоящих задач, транспортировать без использования дорогостоящих энергоёмких систем и монтировать на стартовом комплексе за считанные минуты. При этом стартовый комплекс, обычно потребляющий до 40 % инвестиций, нужен только один на все категории ракет семейства. Хотя для каждого класса ракет в мире используется отдельно спроектированная для него стартовая площадка. Благодаря такой унификации достигается экономия около 30 % общего бюджета на разработку и производство и около 24 % — по эксплуатационным издержкам.
Модульная система
Отличительной особенностью «Ангары» является модульный принцип постройки. Каждая ракета семейства компонуется из готовых универсальных ракетных модулей (УРМ), количество которых определяет грузоподъёмность ракет-носителей.
«С точки зрения конструкции «Ангара» далеко ушла от «Протона». Если посмотреть на сборочный цех «Ангары» и на сборочный цех «Протона», то разница будет видна невооружённым взглядом, потому что фактически в сборочном цехе «Ангары» ракеты не делают: здесь делают универсальные ракетные модули. Это абсолютно одинаковые, идентичные по конструкции модули, набирая которые в разном количестве мы получаем разную полезную нагрузку на орбите и разные модификации «Ангары». Если мы возьмём один модуль, мы получим «Ангару-1.2», если мы возьмём пять УРМ, то получим «Ангару-5», — рассказал в интервью телеканалу «Роскосмос ТВ» генеральный конструктор КБ «Салют» (входит в состав ГКНПЦ им. М.В. Хруничева) Сергей Кузнецов.
УРМ представляет собой «законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего, соединённых проставкой, и двигательного отсека», сообщается на сайте «Роскосмоса».
Универсальные ракетные модули первой ступени «Ангары» оснащаются жидкостными двигателями РД-191. Их созданием занимается НПО «Энергомаш».
В основу его конструкции были положены советские двигатели РД-170/171, которые считаются самыми мощными в мире.
РД-191 были сертифицированы в 2011 году. Как заявил в августе 2019 года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, количество выпускаемых РД-191 должно кратно увеличиться с 2023 года.
- РД-191
В данный момент идут работы по оборудованию пермского завода «Протон-ПМ» под производство РД-191.
«Наша задача — к 2023 году приступить к серийному производству РД-191 с возможностью выпуска до 40 двигателей в год. Для решения этой задачи мы реконструируем, оптимизируем и вводим в эксплуатацию новые мощности», — рассказал исполнительный директор ПАО «Протон-ПМ» Дмитрий Щенятский.
Пусках
Сооружения
«Ангара» в первую очередь будет запускаться с космодрома Плесецк. Планируется, что с 2021 года его также будут запускать с космодрома Восточный. Это позволило бы прекратить использование «Протона», ракеты, работа которой на космодроме Байконур Казахстан возражала против эксплуатации из-за использования в ней больших количеств высокотоксичного НДМГ и N. 2O. 4, а также проблемы с надежностью.
История запусков
Дата / время (UTC) | Конфигурация | Серийный номер | Стартовая панель | Результат |
---|---|---|---|---|
Полезная нагрузка | Орбита отделения | Оператор | Функция | |
Примечания | ||||
9 июля 2014 г.. 12:00 | Ангара 1.2ПП | 71601 | Космодром Плесецк, Зона 35 | Успешный |
Имитатор массы 1430 кг (3150 фунтов) Имитатор массы | Суборбитальный | Испытательный полет | ||
Допускается нестандартная Ангара 1.2ПП летные испытания УРМ-1 и УРМ-2 | ||||
23 декабря 2014. 05:57 | Ангара А5 / Бриз-М | 71751 | Космодром Плесецк, Зона 35 | Успешный |
Имитатор массы 2000 кг (4400 фунтов) Имитатор массы | Низкая околоземная орбита | Испытательный полет №1 | ||
Первый полет Ангары А5, имитатор массы преднамеренно не отделен от верха Бриз-М tage | ||||
Future запускает |
||||
24 ноября 2020 | Ангара А5 / Бриз-М | 71752 / 14S43 | Космодром Плесецк, Зона 35 | |
2000 кг (4400 фунтов) имитатор массы | Геосинхронный | Испытательный полет №2 | ||
Второй испытательный орбитальный полет | ||||
4 квартал 2020 года | Ангара A1.2 | Н / Д | Космодром Плесецк, Зона 35 Старт 1 | |
Гонец-М 17, Гонец-М 18, Гонец-М 19 | LEO | Связь | ||
Первый полет и первый коммерческий рейс Ангары A1.2. | ||||
4 квартал 2020 | Ангара А1.2 | Н / Д | Космодром Плесецк, Зона 35 Старт 1 | |
Гонец-М 20, Гонец-М 21, Гонец-М 22 | НОО | Связь | ||
2021 | Ангара А5 П / ДМ-03 | Н / Д | Космодром Плесецк, Район 35 Старт 1 | |
Луч -5М | Геосинхронный | Связь | ||
2021 | Ангара A1.2 | Н / Д | Космодром Плесецк, Зона 35 Старт 1 | |
НОО | Корейский институт аэрокосмических исследований | SAR Земля наблюдение |
Учет драгметаллов при списании объектов ОС.
Списание федерального имущества осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834, а имущества субъектов РФ, муниципального имущества – по правилам, установленным решениями высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации соответственно.
Решение о списании объектов ОС принимается комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в автономном учреждении (п. 1 ст. 296, ГК РФ, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»):
-
в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое закреплено за ним собственником или приобретено за счет средств, выделенных собственником на его приобретение, – по согласованию с собственником имущества;
-
в отношении остального имущества – самостоятельно.
Списание основных средств оформляется актом о списании объектов нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104). Разборка и демонтаж основных средств до утверждения и согласования соответствующего акта не допускаются.
При ликвидации (списании) объекта основных средств учреждение изымает из него детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы, классифицирует вторичное сырье по видам и определяет нормативы извлечения драгметаллов при обработке (переработке) по этим видам. Такое изъятие учреждение может производить самостоятельно либо с привлечением организаций, осуществляющих деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (п. 23 Инструкции № 231н).
При списании основного средства и при невозможности отбора для проведения анализа представительной пробы от образовавшихся лома и отходов учреждения ведут учет драгметаллов, входящих в их состав, в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов на основании сведений о содержании драгоценных металлов, имеющихся в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации) (п. 22 Инструкции № 231н).
Списание основного средства оформляется актом ликвидации, в котором указываются отдельно общая масса изъятых деталей, а также масса драгоценных металлов в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов согласно сведениям первичных учетных документов и (или) технической документации на данный объект.
Далее основное средство списывается с карточек складского учета, и одновременно изъятые детали приходуются в карточках учета отходов по общей массе отходов и массе содержащихся в них драгоценных металлов в химически чистом виде согласно технической документации (п. 23 Инструкции № 231н).
Изъятые при демонтаже (разборке) основных средств детали, лом и отходы драгметаллов должны храниться в специальных помещениях в несгораемых шкафах, металлических ящиках или сейфах. По окончании рабочего дня они должны закрываться, опломбировываться или опечатываться и сдаваться под охрану. Вскрытие мест хранения ценностей должно производиться материально ответственным лицом, при его отсутствии – комиссией, назначаемой приказом руководителя учреждения, с составлением акта вскрытия (п. 41 Инструкции № 231н).
В силу п. 25, 43 СГС «Основные средства», п. 51 Инструкции № 157н списание основного средства с учета отражается по балансовой стоимости вместе с начисленной ранее амортизацией и убытком от обесценения (при наличии).
Как указано в п. 25, 106, 118 Инструкции № 157н, изъятые при демонтаже (разборке) основных средств детали, содержащие драгметаллы, подлежат оприходованию в составе материальных запасов на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения» по текущей оценочной стоимости (справедливой стоимости) на дату их принятия к учету. Определяется такая стоимость комиссией учреждения по поступлению и выбытию нефинансовых активов методом рыночных цен (п. 54 СГС «Концептуальные основы»).
Для определения справедливой стоимости лома и отходов драгметаллов можно использовать учетные цены на аффинированные драгметаллы, установленные ЦБ РФ.
Оприходование деталей осуществляется на основании приходного ордера на приемку материальных ценностей (ф. 0504207) и требования-накладной (ф. 0504204). Эти документы составляются на основании акта о списании объектов нефинансовых активов (ф. 0504104), в котором проставляется отметка о получении материалов в реквизите «Результаты выбытия».
Также на основании указанного акта в инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031), в разд. 3 «Движение объекта основных средств» делается запись о выбытии объекта основных средств.
История
После распада Советского Союза многие бывшие советские ракеты-носители были построены или требовались компоненты от компаний, которые сейчас расположены в Украине, например КБ Южное, производившее Зенит-2, и Южмаш, производившее Днепр и Циклон. Кроме того, главный космодром Советского Союза космодром Байконур находился в Казахстане, и Россия столкнулась с трудностями при ведении переговоров о его использовании. Это привело к решению в 1992 году разработать новую полностью российскую ракету-носитель под названием «Ангара» для замены ракет, которые сейчас производятся за пределами страны, и обеспечить доступ России в космос без Байконура. Было решено, что эта машина должна в идеале использовать частично укомплектованную стартовую площадку «Зенит-2» на российском космодроме Плесецк и иметь возможность выводить военные спутники на геостационарную орбиту, чего Протон не мог. из-за отсутствия стартовой площадки на космодроме Плесецк. Несколько компаний подали заявки на новую ракету, и в 1994 году Хруничев, разработчик «Протона», был выбран победителем. Коммерческий успех «Протона» в течение следующих двух десятилетий был бы преимуществом для Хруничева, поскольку проект «Ангара» сразу же столкнулся с финансовыми трудностями из-за нехватки денежных средств российского правительства.
Первоначальный проект Хруничева предусматривал использование модифицированного РД-170 для силовой установки первой ступени и второй ступени на жидком водороде. К 1997 году от второй ступени с водородным двигателем отказались в пользу керосина, и РД-170 был заменен на модульную конструкцию, которая будет оснащаться новым РД-191, однокамерным двигателем. производный от четырехкамерного РД-170. В конце 1997 года Хруничеву было разрешено российское правительство приступить к разработке их новой конструкции, которая могла бы заменить МБР на базе Днепр, Циклон и Рокот со своими варианты меньшего размера, а также возможность вывода спутников на геостационарную орбиту с Плесецк с помощью Ангары А5 класса «Протон». Эта новая модульная ракета потребует строительства новой стартовой площадки.
К 2004 году конструкция «Ангары» оформилась, и проект продолжился разработкой пусковых установок. В 2008 году НПО Энергомаш, изготовитель РД-191, сообщило, что двигатель прошел опытно-конструкторские и горящие испытания и готов к изготовлению и поставке, а в январе 2009 г. Завершенная первая очередь Ангары была доставлена Хруничеву. В следующем году Владимир Нестеров, генеральный директор Хруничева, объявил, что первые летные испытания Ангары намечены на 2013 год, а в 2013 году первый прототип ракеты Ангара прибыл в Плесецк.
В 2014 году, через 22 года после первоначальной концепции Ангары, 9 июля 2014 года был осуществлен первый запуск суборбитального испытательного полета с северного космодрома Плесецк. Ангара А5 была выведена на геосинхронную орбиту в декабре 2014 года.
[править] Перспективы
Запуски
В июле 2015 года было сообщено, что всего должно состояться порядка 10 испытательных запусков тяжёлой «Ангары» и 4 запуска лёгкой. Все запуски пройдут с полезной нагрузкой — то есть с реальными космическими аппаратами.
Согласно данным Центра имени Хруничева, с 2018 по 2020 год центр будет выпускать по две тяжёлых ракеты ежегодно, а в 2021—2022 годах — уже по четыре. В 2023 году планируется произвести шесть ракет, а в 2024—2025 годах предприятие выйдет на производство семи носителей «Ангара-А5» ежегодно.
Заменить «Ангарой» активно эксплуатирующуюся сейчас тяжёлую российскую грузовую ракету-носитель «Протон-М» планируется в отдалённой перспективе. По данным Центра имени Хруничева, «Протоны-М» с 2024—2025 года будут запускаться пять раз в год, то есть этот носитель будет использоваться вместе с «Ангарой». Но с помощью «Протона-М» с 2021 года будут выполняться по большей части коммерческие запуски.
Строительство инфраструктуры
Строительство стартового стола для ракеты «Ангара» на космодроме «Восточный» обойдётся в 58 млрд рублей и завершится к 2023 году.
Производство
Серийное производство ракет «Ангара» начнётся после 2022 года.
К 2023 году планируется завершить в Омске создание серийного производства замкнутого цикла универсальных ракетных модулей для ракет «Ангара».
Учет поступления драгметаллов
При оприходовании основных средств, содержащих драгметаллы, в акте приемки-передачи основных средств (форма № ОС-1) и в инвентарной карточке учета основных средств (форма № ОС-6) необходимо в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» указать наименование, номенклатурный номер, единицу измерения, количество и массу драгметаллов в поступивших объектах основных средств.
Вышеуказанный раздел заполняется на основании сведений о содержании драгметаллов, указанных в технической документации (паспортах, формулярах, руководствах по эксплуатации и т.п.), либо, при отсутствии этих сведений (например, в импортном оборудовании, устаревшем отечественном оборудовании) по данным изготовителей или комиссионно — на основе аналогов и расчетов.
В отдельных случаях (когда комиссионно определить содержание драгметаллов в импортном оборудовании невозможно из-за отсутствия данных о наличии драгметаллов или аналогов) в учетных документах делается запись, что в данном оборудовании могут находиться драгметаллы, содержание которых будет определено после списания и утилизации.
Драгметаллы, входящие в состав эксплуатируемых основных средств, независимо от степени их износа, учитываются по первоначальной массе, указанной в паспортах, технических условиях или других первичных документах.
[править] Космодромы
Плесецк
Первые запуски «Ангары» были произведены с космодрома «Плесецк», где был возведён универсальный стартовый комплекс.
Минобороны России планирует построить к 2019 году на космодроме «Плесецк» новый стартовый комплекс для ракет семейства «Ангара».
Восточный
Проект запуска с территории Бразилии
В июле 2015 года генеральный конструктор Центра им. Хруничева Александр Медведев заявил, что Россия ведёт переговоры о создании стартового комплекса для ракет «Ангара» на бразильском космодроме Алкантара. «Были соображения и предложения по постройке отдельного стартового комплекса под „Ангару“ на космодроме Алкантара в Бразилии. С экватора пускать — интересный вариант. Получается очень конкурентоспособно. Сейчас ведутся переговоры», — сказал Медведев.
Учет драгметаллов на складе
Учет драгметаллов в местах хранения осуществляется в соответствующих учетных регистрах (карточках складского учета, книгах сортового учета, журналах и т.п.), которые регистрируются в бухгалтерии и выдаются материально ответственным лицам под расписку.
Книги или журналы должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны руководителем организации или лицом, им уполномоченным, и скреплены печатью. Такие же требования предъявляются к учетным регистрам при использовании автоматизированных форм учета.
Записи в регистры по учету драгметаллов осуществляются на основании документов по их поступлению и выбытию (накладных, актов на списание и т.п.).
Учет выбытия драгметаллов
При передаче основных средств другим организациям и при продаже составляется акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма № ОС-1). При этом отправитель обязан в сопроводительных документах указать наименование и массу находящихся в этих изделиях драгметаллов, а также метод определения содержания в них драгметаллов.
Ликвидация основных средств оформляется актом о списании объекта основных средств (форма № ОС-4), в разделе которого «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» должны быть указаны наименование и количество драгметаллов, содержащихся в списываемых объектах. Эти данные фиксируются или из формы ОС-1 и ОС-6, либо определяются комиссией, составляющей акт о ликвидации. Полученные драгметаллы приходуются по рыночной стоимости.
- Дебет 10 «Материалы» Кредит 91-1 «Прочие доходы»
Драгметаллы, полученные при списании основных средств, передаются на склад по накладной.
Собранные лом и отходы могут реализовываться организациям, имеющим лицензии на данный вид деятельности. При этом на передачу драгметаллов обычно выписывается накладная, а сам процесс продажи отражается в бухгалтерском учете в обычном порядке.
Обороты по реализации лома драгметаллов согласно подпункту 9 пункта 3 статьи 149 НК РФ НДС не облагаются.
Отходы драгоценных камней, непригодные к дальнейшему использованию, могут быть списаны по акту. Списание осуществляется комиссией, назначенной приказом руководителя организации с обязательным участием в ней главного бухгалтера или его заместителя.
Описание машины
МАКС 2009
УРМ-1: первая ступень и ускорители
Универсал Ракетный модуль (УРМ-1) составляет ядро каждой машины «Ангара». У Ангары А5 четыре дополнительных УРМ-1 действуют как ускорители. Каждый УРМ-1 питается от одного НПО Энергомаш РД-191, сжигающего жидкий кислород и РП-1 (керосин).
РД-191 — одиночный -камерный двигатель на основе четырехкамерного РД-170, первоначально разработанного для ускорителей ракет-носителей Энергия. Зенит четырехкамерный РД-171 и двухкамерный РД-180 питающий ULA Атлас V также являются производными от РД-170, как и РД-193, предложенный в качестве замены НК-33 эпохи 1970-х годов, питающей первую ступень Союз 2-1в. РД-191 может дросселировать как минимум до 30%, позволяя ступеням активной зоны УРМ-1 сохранять топливо до отделения ускорителя УРМ-1.
УРМ-1 состоит из резервуара с жидким кислородом наверху, за которым следует межбаковая конструкция, содержащая оборудование управления полетом и телеметрии, а под ним — бак с керосином. В основе модуля находится силовой отсек, содержащий оборудование для стабилизации двигателя по тангажу и рысканью и подруливающие устройства для управления креном.
УРМ-2: вторая ступень
Вторая ступень Ангары, Обозначается УРМ-2, использует один двигатель КБХА РД-0124А, также работающий на жидком кислороде и керосине. РД-0124А почти идентичен РД-0124, который в настоящее время используется на второй ступени корабля Союз-2, обозначенном как Блок I. УРМ-2 имеет диаметр 3,6 метра для Ангара А5 и другие предлагаемые варианты. «Ангара 1.2» будет летать на меньшей второй ступени с двигателем РД-0124А, которая может иметь высоту 2,66 метра для сохранения общности с блоком I или удлиненную до 2,9 метра для сохранения постоянного диаметра с УРМ-1. 148>
«Ангара 1.2» не будет использовать разгонный блок, равно как и «Ангара А5» при доставке грузов на низкие орбиты. Для более высоких энергетических орбит, таких как ГТО, Ангара А5 будет использовать разгонный блок Бриз-М (в настоящее время используется для ракеты Протон-М ) с приводом от одного S5.98M сжигание N. 2O. 4 и UDMH, или, в конечном итоге, новая криогенная верхняя ступень, KVTK. На этом этапе будет использоваться РД-0146Д с двигателем LH2 /LOX, что позволит Ангара А5 довести до двух тонн больше массы ГТО. Блок Д рассматривается как разгонный блок при запуске с Восточный, так как он позволит избежать токсичного пороха Бриз-М.
Модернизация радиостанции «Ангара-1»
Модернизации подвергалась радиостанция «Ангара-1, 2Р20». Цель модернизации —
использование радиостанции для любительской радиосвязи в диапазонах 1,8; 3,5 и 7 МГц.
Работы выполнялись по методике Евгения Александровича Попова RW6HRY.
http://rw6hry.qrz.ru/ang_v3.htm
Ниже приведены ссылки на известные мне статьи о модернизации этой радиостанции.
-
Попов Е.А. RW6HRY. Блок управления для радиостанции «Ангара». Версия 1.
http://rw6hry.qrz.ru/angara.htm
,
http://www.cqham.ru/angara1.htm
http://www.cqham.ru/angara1.htm - Попов Е.А. RW6HRY. Доработка радиостанции «Ангара». Версия 2.
http://rw6hry.qrz.ru/antr.htm
,
http://www.cqham.ru/angara4.htm - Попов Е.А. RW6HRY. Доработка радиостанции «Ангара». Версия 3.
http://rw6hry.qrz.ru/ang_v3.htm
- Петров Ю.А.UT5TC. “Ангара“ для радиолюбителей.
http://www.cqham.ru/trx39_20.htm
- Попов С.И. RA6CS. Замена 148УН2 на 174УН14 в УНЧ.
http://www.cqham.ru/angara_nf.htm
- Ашихмин С. RW9UEP. Ангара, изменение боковой полосы.
http://www.cqham.ru/angara_07.htm
- Костюк А.Ю. RV6YP. Контроллер радиостанции «Ангара».
http://www.cqham.ru/angara.htm
- Бессонов Д. UA1CBY. Доработки радиостанции «Ангара-1». Ж. Радиолюбитель КВ и УКВ. 1997г. №1. С.34.
- Михайлов Ю. US5WAY. Введение нижней боковой полосы в радиостанцию «Ангара».
Ж. Радиолюбитель КВ и УКВ. 1996г. №2. С.32. - Лаврушов И. UA6HJQ. Переделка радиостанции «Ангара-1» для работы цифровыми видами связи.
http://cqham.ru/angara_digi.htm
,
http://ua6hjq.qrz.ru/techn/angara.htm
,
http:/http://rfanat.ru/s5/angara.html
Блок управления и антенное согласующее устройство выполнено мною полностью по методике Е.А. Попова
(Большое Спасибо Павлу Устинову R9OK за любезно предоставленные ферритовые кольца 30ВЧ 12х6х4,5 мм).
Встроен отключаемый регулятор усиления по ПЧ. Систему АРУ не переделывал.
Дополнительный гетеродин по схеме Е.А. Попова запустить не удалось по причине невозможности найти исправную
микросхему К555ИЕ19 (К1533ИЕ19).
В принципе делитель можно реализовать на любом счетчике. В моем случае кварцевый резонатор имел
частоту 4465 кГц и деление на 9 я выполнил на микросхеме К155ИЕ5.
Сигналы обоих гетеродинов разными путями просачиваются в тракт ПЧ, и их биения слышно как свист.
Для устранения этого свиста предпринял следующее:
-
Плата дополнительного гетеродина сделана двухсторонней. С нижней стороны платы фольга не снята и
соединена по периметру с общим проводом. - На вводе питания на плату гетеродина стоят 2 конденсатора 1000 мкФ 6,3В. Их следует устанавливать
как можно ближе к выводам питания микросхем. - Выход генератора соединен с реле коаксиальным кабелем.
- На плате синтезатора в выпрямителе -6,5В заменил конденсаторы С5 и С7 на электролитические
1000 мкФ 6,3В.
УНЧ, собранный по схеме Е.А. Попова на микросхеме TDA2003 у меня самовозбуждался. Смена экземпляров
микросхемы и изменение топологии печатной платы (в том числе повторение платы, рекомендуемой в datasheet)
к решению проблемы не привело.
В итоге принял решение оставить родную плату УНЧ (собранную на микросхеме К174УН4).
С платы УНЧ удалил конденсатор С1 и все светодиоды.
Снял ферритовое кольцо, удалил с него обмотки.
На освободившемся кольце намотал токовый трансформатор и собрал измеритель КСВ и S-метр по схемам Е.А. Попова.
Детали разместил на отдельной плате, расположенной сверху над платой УНЧ.
Изготовил новую фальшпанель радиостанции. Установленные дополнительно платы к сожалению не позволили
поставить на место верхнюю крышку корпуса, поэтому ее пришлось поднять на 5 мм подложив
пластмассовые втулки под винты крепления.
Результат моего творчества на фотографии.
4 января 2017 г.
Последнее изменение 3 февраля 2019 г.
[править] Сравнение с другими ракетами
Удельная стоимость грузовых запусков
Стоимость доставки 1 кг полезной нагрузки с «Ангарой» составляет всего $2,4 тыс. до НОО и $4,6 тыс. до ГПО. Минимальная цена килограмма полезной нагрузки для «Фалькона» составляет $4 тыс. за килограмм для НОО и $9,5 тыс. для ГПО. Европейская ракета Ariane проигрывает американской на 12 %.
Стоимость запусков тяжёлой ракеты
По подсчётам Роскосмоса, стоимость одного запуска ракеты «Ангара-А5» составит $95-105 млн. Для сравнения: запуск одного «Протона-М» стоит $105-110 млн, а по другим данным более $110 млн (данные по состоянию на 2014 год).
В середине 2015 года генеральный конструктор Центра им. Хруничева Александр Медведев заявил: «Сегодня стоимость пуска „Ангары“ примерно на 30-40 % дороже, чем стоимость пуска „Протона“. Но надо иметь в виду, что себестоимость изготовления „Ангары-5“ будет уменьшаться с возрастанием количества изделий. Стоимость запусков тяжёлых ракет-носителей из семейства „Ангара“ к 2025 году будет почти на 20 % ниже, чем у „Протона-М“».
Объём инвестиций
По объёму инвестиций «Ангара» имеет лучшие показатели, чем у всех своих конкурентов. На программу Falcon 9 американская компания уже потратила более $5,2 млрд, общая сумма по проекту достигает $7,5 млрд, бюджет европейского космического агентства на Ariane превысил 3,2 млрд евро, общий объём инвестиций запланирован в 5,8 млрд евро. «Ангара» же обошлась российскому бюджету в 96 млрд рублей (по состоянию на начало ноября 2014 года), то есть по старому курсу это $3,2 млрд.
Ангара
Новейший российский космический ракетный комплекс «Ангара» включает в свой состав семейство экологически чистых ракет-носителей (РН) различных классов, позволяющих выводить до 37,5 тонн полезного груза (модификация «Ангара-А5В») на низкую околоземную орбиту.
Основой для создания вариантов ракет-носителей «Ангара» служат кислородно-керосиновые универсальные ракетные модули — УРМ-1 (для первой и второй ступеней РН) и УРМ-2 (для верхних ступеней РН). Количество УРМ в составе первой ступени определяет грузоподъемность ракеты-носителя.
Универсальный ракетный модуль представляет собой законченную конструкцию, состоящую из баков окислителя и горючего, соединенных проставкой, и двигательного отсека. УРМ-1 оснащается жидкостным реактивным двигателем РД-191, УРМ-2 – двигателем РД-0124А.
В ракетах-носителях семейства «Ангара» не используются агрессивные и токсичные ракетные топлива на основе гептила, что позволяет существенно повысить показатели экологической безопасности комплекса, как в прилегающих к космодрому регионах, так и в районах падения отработавших ступеней ракет-носителей.
Параметры |
Ангара-1.2 |
Ангара-А5 |
Ангара-А5В |
---|---|---|---|
Стартовая масса, т |
171 |
773 |
815 |
Количество ступеней |
2 |
3 |
3 |
Компоненты топлива: | кислород-керосин | кислород-керосин | кислород-керосин |
Маршевые двигатели:
— первой ступени — второй ступени — третьей ступени |
РД-191 РД- 0124А — |
РД-191 РД-191 РД- 0124А |
РД-191М РД-191М РД — 0150 |
Используемые разгонные блоки |
Отделяемый агрегатный модуль |
Бриз-М/ДМ/КВТК |
КВТК |
Полезная нагрузка, т |
3,5 |
24 |
37,5 |
Длина ракеты, м | 34,9 | 45,8 | 55,4 |
Пусковые площадки Ангары
Для запусков ракет-носителей Ангара предполагалось использовать 3 площадки:
- Космодром Восточный – базовый. Именно этот космодром станет главными космическими воротами России и с него планируется осуществлять большинство пусков как ракет Ангара, так и других перспективных комплексов.
- Космодром Байконур — для запусков с космодрома Байконур планировалось создать космический ракетный комплекс Байтерек, проект стартовал в 2004 году. Предполагалось, что Байтерек станет чисто коммерческим проектом. Однако, работы как по самой ракете, так и по международному проекту затянулись и Байтерек, фактически, был отменен. Ракета Ангара ушла на космодром Восточный.
- Плесецк – именно с Плесецка были осуществлены первые испытательные запуски. Вероятно, ракета будет периодически летать с Плесецка в рамках специальных заказов спецслужб и военных. Космодром Плесецк является военным объектом и коммерческие полеты с него затруднены
[править] Типы ракет
Ангара-1.2
-
Основная статья: Ангара-1.2
Ракета-носитель легкого класса «Ангара-1.2»:
- Стартовая масса ракеты-носителя — 171 т.
- Высота — 34,9 м.
- Первая ступень — УРМ-1, ЖРД РД-191.
- Вторая ступень — УРМ-2, ЖРД РД-0124А.
- Масса полезной нагрузки на опорной орбите (Н кр =200 км, i=63°) — 3,8 т.
Ангара-А5
-
Основная статья: Ангара-А5
«Ангара-А5» представляет собой трёхступенчатую ракету-носитель тяжелого класса. Первая ступень ракеты включает пять модулей УРМ-1, вторая — один УРМ-2. В качестве третьей (верхней) применяется разгонный блок «Бриз-М» (эксплуатируется с 1999 года), в перспективе — КВСК. Система управления разработана Научно-производственным центром автоматики и приборостроения им. Н. А. Пилюгина (Москва), на борту установлена центральная вычислительная машина «Бисер-6».
Длина ракеты — 55,4 м, стартовая масса — 773 т, грузоподъёмность — до 24,5 тонн.
Ангара-А7
-
Основная статья: Ангара-А7
Ракета-носитель тяжёлого класса «Ангара-А7»:
- Стартовая масса ракеты-носителя — 1133 т.
- Высота — 65,7 м.
- Первая ступень — УРМ-1, ЖРД РД-191.
- Вторая ступень — УРМ-2, ЖРД РД-0124А.
- Разгонный блок КВТК-А7.
- Масса полезной нагрузки на опорной орбите (Н кр = 200 км, i=63°) — 35 т.
- Масса полезной нагрузки на ГПО (геопереходная орбита, Н п = 5500 км, i=25°) — 12,5 т. с КВТК-А7.
- Масса полезной нагрузки на ГСО (геостационарная орбита) — 7,6 т. с КВТК-А7.