Модели телевизоров
Все советские телевизоры содержат драгоценные металлы. Следует признать, что наличие драгметаллов в телевизионных приемниках времен СССР очень мало. Ниже приведен список марок телевизоров с содержанием ДГМ (в граммах):
Модель телевизора | золото | серебро | платина | палладий |
Витязь | 0,3412 | 7,4606 | 0,622 | 0,3199 |
Горизонт-Ц355 (Ц355Д) | 0,6785 | 3,7443 | 0,43 | 0,318 |
Радуга-719-1 | 0,3135 | 7,1795 | 0,6294 | 0,0339 |
Электрон-736 | 0,24 | 6,33 | 0,225 | 0,0338 |
Рубин Ц202 | 0,4443 | 3,6787 |
Долгое время считалось, что в советских телевизорах наиболее ценной деталью являются конденсаторы, в которых присутствует платина, правда в малых количествах. Однако в настоящее время телевизоры эпохи СССР ценятся за наличие в них радиодеталей, которые содержат палладий (конденсаторы и резисторы).
Технические характеристики Двигателя Д-243
Двигатель Д-243 – это четырехтактный дизель с вертикальным, рядным расположением цилиндров и впрыском топлива непосредственно в цилиндры. Базовая модель не имеет турбо надува.
Основное их назначение установка на сельскохозяйственные трактора класса 1,4-2,0 т/с. А так же другие машины промышленного, сельскохозяйственного, лесозаготовительного назначения. Широко применяется на экскаваторах, погрузчиках, компрессорных станциях и электрогенераторах.
Обладает следующими характеристиками:
- Цилиндры в количестве – 4шт;
- Режим работы цилиндров – 1-3-4-2;
- Диаметр цилиндра – 110 мм;
- Ход поршня – 125 мм;
- Рабочий объем двигателя – 4,75 л;
- Мощность – 59,6 кВт;
- Наибольший крутящий момент – 298 Н*м;
- Наименьшие устойчивые обороты на холостом ходу – 600 об/мин;
- Номинальная обороты холостого хода – 2200 об/мин;
- Наибольшая частота оборотов холостого хода – 2380 об/мин;
- Расчетная степень сжатия – 16;
- Расход диз. топлива – 226 г/кВтч;
- Расход масла на период действия гарантии учитывая замену – не превышает 1,1% к расходу топлива;
- Давление масла на минимальных оборотах двигателя – 0,08 МПа;
- Давление масла на номинальных оборотах двигателя – 0,25-0,35 МПа;
- Вращение – правое;
- Масса дизеля сухого/снаряженного – 430/490 кг.
Эксплуатируются дизеля в условиях от -45 до +40, в местах где воздухообмен не ограничен.
Отличие вкладышей д-240 от д-245. Взаимозаменяемость д-240 и д-245
Чем отличаются вкладыши Д-240 и Д-245?
Можно ли устанавливать одни вкладыши вместо других?
Этим вопросом часто задаются при ремонтных работах на дизелях Д-240 и Д-245, связанных с КШМ.
Геометрически эти вкладыши абсолютно идентичны.
Основное отличие – это материал, из которого изготовлены вкладыши.
Материал изделий вкладышей Д-240: Сталь-алюминий АО-10 С2
Материал изделий вкладышей Д-245: Сталь-бронза(с гальваническим покрытием)
Также вкладыши отличатся ценой: Д-245 всегда дороже из-за более дорогостоящего материала.
Замена материала на вкладышах Д-245 была обусловлена повышенной форсировкой этого двигателя за счет применения турбины.
Можно ли ставить вкладыши Д-245 на мотор Д-240?
Можно, но они будут стоить дороже и смысла особого в этом нет, т.к. “родные” вкладыши ведут себя не хуже.
Можно ли ставить вкладыши Д-240 на мотор Д-245?
Тоже можно, но это настоятельно не рекомендуется делать, т.к. они не расчитаны на работу с повышенной нагрузкой.
Итог: чтобы избежать проблем после ремонта двигателя надо устанавливать вкладыши, которые предназанчены для определенного типа мотора, т.е. вкладыши для Д-240 ставить на атмосферные моторы, а вкладыши Д-245 – на турбированные.
Остались вопросы?
Звоните: +7 (978) 764 93 37
Что означают буквы и цифры на вкладышах Д-240, Д-245?
Размеры вкладышей Д-240 и Д-245 в миллиметрах
Рекомендуемые товары
Купить Д-240 вкладыши коренные Н1 Тамбов, 50-1005100Б, Тамбовский завод подшипников скольжения, Вкла..
Купить Д-240 вкладыши коренные Р1 Тамбов, 50-1005100Б, Тамбовский завод подшипников скольжения, Вкла..
Купить Д-245 вкладыши коренные Н1 Тамбов (сталь-бронза), 245-1005100-АТБ, Тамбовский завод подшипник..
Купить Д-245 вкладыши коренные Р1 Тамбов (сталь-бронза), 245-1005100-АТБ, Тамбовский завод подшипник..
Купить Д-240 вкладыши шатунные Н1 Тамбов, 50-1004140А, Тамбовский завод подшипников скольжения, Вкла..
Купить Д-240 вкладыши шатунные Р1 Тамбов, 50-1004140А, Тамбовский завод подшипников скольжения, Вкла..
Купить Д-245 вкладыши шатунные Н1 Тамбов (сталь-бронза), 245-1004140-АТБ, Тамбовский завод подшипник..
Двигатель Д 240 технические характеристики и обслуживание
Ярославский моторный завод выпускает ряд двигателей, которые в дальнейшем устанавливаются на различную тяжелую технику, и отдельного внимания заслуживает мотор Д-240 с наличием множества модификаций и большой историей. Выпускать технику начали в 70-х годах, но также за долгие годы производства минский моторный завод занимался выпуском такой же модели. Модификация Д-240 от ММЗ имела меньше цилиндров с уменьшенными показателями диаметров поршня и самого цилиндра. Изначальная версия Д-240 от Ярославского завода имела 4 цилиндра и могла выдавать мощность до 80 лошадок.
Наиболее популярным трактором в Советские годы был МТЗ 80, который комплектовался именно двигателем Д-240. Трактор популярный до сих пор, ведь используемый мотор отличается высоким ресурсом работы и возможностью эксплуатации в самых сложных температурах. Работала силовая установка в 4-тактном режиме на дизельном топливе, как и полагается вполне простой и доступной модификации, техника имеет жидкостное охлаждение и систему непосредственного впрыска топлива.
Технические характеристики Д-240
Указанный производителем объем мотора 4,75 литров, устанавливается 4 цилиндра, что обеспечивало ему мощность в 80 л.с. Цилиндры располагаются рядным способом, блок цилиндров создается из чугуна. Также цилиндр получил диаметр 11 см, ход поршня составляет 12,5 см. Работает техника на дизельном топливе и вполне неприхотлива в обслуживании, имеет простую понятную для российского пользователя конструкцию.
Применяемая конструкция максимально упрощена, что подтверждает наличие обычного жидкостного охлаждения и модернизированного блока цилиндров. Двигатель можно починить даже находясь на работе в поле, достаточно минимум инструментов. Показатели мощности в более ранних модификациях двигателя были меньшими на 5 л.с. Производительность мотора и отличная тяга на начальных оборотах обеспечивается наличием прямого впрыска топлива. Запуск Д-240 происходит электростартером, поэтому зимой заводить трактор будет гораздо проще и увереннее.
Система охлаждения двигателя Д-240
На Д-240 устанавливается жидкостное охлаждение закрытого типа, поэтому мотор применяют на тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82. Закрытый тип охлаждения вполне смелое решение, ведь контакт к окружающей средой происходит на долю секунды и только через клапан. Чтобы не перегревать двигатель, жидкость должна находиться на оптимальной температуре, которая колеблется в диапазоне 80-97 градусов. Контроль за этим показателем выполняет термометр, есть возможность ручной регулировки температуры, проводиться специальной шторкой.
Преимущества двигателя Д-240
Безусловно, выпуск тысяч единиц двигателей говорит о большом спросе на данную модификацию, производитель предусмотрел ряд систем и неплохую мощность для использования на тракторах МТЗ. К основным достоинствам силовой установки можно отнести:
- Отличная приемистость и работа на максимальных оборотах 2200 об/мин;
- Наличие нераздельной камеры сгорания, которая лучше смешивает воздух и топливо;
- При своевременном обслуживании и замене масла будет работать долгие годы;
- Высокое качество некоторых деталей, в частности подшипников коленвала.
Используемый для блока цилиндров прочный чугун позволял обеспечить технику защитой от перегрева, поэтому блок не давал трещины при слишком длительной работе. В обязательном порядке производитель решил использовать особую форму клапанного механизма, благодаря которой клапана были максимально защищены от повреждения при поломке ГРМ цепи.
Техническое обслуживание двигателя Д-240
Как упоминалось выше, двигатель имел отличный ресурс работы и годами не требовал замены деталей и тем более капитального ремонта
Чтобы не случались поломки, важно правильно выполнять сервисное обслуживание и использовать качественное топливо и масло. Обслуживание происходит по следующим этапам:
- Первое обслуживание спустя каждые 60 часов, при котором водитель осматривает двигатель на подтеки и прочие жидкости.
- Второе обслуживание, проводиться каждые 240 часов. Во время процедуры нужно менять масло.
- Каждые 960 часов работы двигателя необходимо проводить капитальный осмотр внешних и внутренних деталей двигателя, при необходимости замена изношенных деталей.
Некоторые умельцы проводят тюнинг отечественного мотора, например для увеличения мощности до 100 лошадок можно установить турбину и специальную систему подачи топлива. Некоторые владельцы жалуются на завышенный расход топлива. Сегодня рабочие тракторы МТЗ 80 и 82 практически все работают именно с двигателем Д-240.
Видео
Надежность, проблемы и ремонт ММЗ Д-243
Производство дизеля Д243 на заводе в Минске было начато в 1974 году, и это был рядный 4-х цилиндровый мотор. Здесь применен чугунный блок цилиндров с мокрыми гильзами из чугуна, внутри этого блока стоит стальной коленвал с ходом поршня 125 мм, с коренными шейками 75.25 мм и с шатунными шейками 68.25 мм. Шатуны стальные длинной 230 мм, поршни алюминиевые диаметром 110 мм с поршневыми пальцами диаметром 38 мм. Это обеспечивает рабочий объем 4.75 литра.Давление масла на ММЗ Д-243 должно находиться в диапазоне 2.5-3.5 кгс/см2.
Сверху блока установлена чугунная головка с 2-мя клапанами на цилиндр. Диаметр впускных клапанов 48 мм, а выпускных 42 мм, толщина ножки — 11 мм. Это нижневальный мотор, соответственно, распредвал находится в блоке и приводит клапана в движение через толкатели, штанги и коромысла.
Каждые 500 часов работы нужно проверять и регулировать клапаны. Зазоры клапанов следующие: впуск и выпуск — 0.25 мм. Порядок регулировки клапанов совпадает с порядком работы — 1-3-4-2.
Для этих моторов идет топливный насос 4УТНИ.
На основе 243-го был создан известнейший турбодизель Д-245.
Модификации Д-243 и их отличия
1. Д-243 — обычная версия мощностью 81 л.с.
2. Д-243Л — такой же Д-243, но с другим выпускным коллектором.
3. Д-243.1 — мотор мощностью 83 л.с.
3. Д-243.2 — версия для шахтных автомобилей мощностью 60 л.с.
Неисправности Д-243
Это простой мотор без наддува и дополнительной электроники и, соответственно, он не имеет множества проблем присущих турбированным дизелям Д-245. В любом случае, возраст берет свое и, если у вас имеются проблемы с дымностью, а также с прочей радостью, тогда здесь расписаны причины их возникновения.
Методы извлечения ценностей из деталей
В зависимости от желания и возможностей, можно заняться аффинажем (вытравливанием) драгметаллов из предметов самостоятельно или просто сдать радиоэлементы скупщикам.
Самостоятельное извлечение
В настоящее время существует несколько способов извлечения драгметаллов в бытовых условиях. Есть специальные магазины, которые продают готовые реактивы для этих целей, также можно заказать специальные компоненты в интернете.
При добыче своими силами надо знать хотя бы примерное содержание ценных металлов в детали. Зная сколько у вас в наличии деталей, количество драгметалла в них, можно рассчитать количество реактивов, необходимых для извлечения, а также времени, которое будет потрачено на процесс изъятия. После чего сделать вывод о рентабельности процедуры.
Если вы решились добыть золото и другие металлы самостоятельно ознакомьтесь с популярными способами:
- Электролиз. На многих деталях имеется именно покрытие из золота. Снять его можно, отделив от лигатуры (меди с латунью) с помощью серной или соляной кислоты, температура которой должна быть около +25°C. В качестве катода применяют пластинку из железа или свинца. Сила тока должна составлять 0,1 – 1А/дм2.
- «Царская водка». В раствор серной и соляной кислоты (соотношение 1/3) окунуть деталь. После завершения процесса на дне емкости образуется слой драгметалла. Для проведения таких опытов в домашних условиях нужно иметь все необходимые ингредиенты и инструменты, а также строго соблюдать правила техники безопасности.
- Азотная кислота. Радиодеталь опустить в кислоту и дождаться, растворения всех элементов. Оставшиеся на дне драгметаллы присыпать содой, чтобы избежать ожога кожи рук при касании.
Все рассмотренные способы небезопасны, требуют наличия специфических ингредиентов и определенных навыков работы с кислотами. Поэтому можно воспользоваться альтернативным вариантом.
Продажа специализированным предприятиям
Сдавать радиодетали из телевизоров СССР, содержащие драгоценные металлы, целесообразно предприятиям, которые официально занимаются рециклингом. Такие компании имеют оформленное установленным порядком разрешение на работу, все необходимые лицензии и другие нормативные документы, регламентирующие деятельность в этой сфере.
Взаимодействие с такими фирмами имеет очевидные выгоды:
- исключается мошенничество: официальному скупщику, невыгодно обманывать поставщика (можно потерять лицензию и заплатить большой штраф);
- благодаря собственной переработке комплектующих, предприятие предлагает клиентам самые выгодные цены;
- сделка оформляется документально.
Найти фирму, занимающуюся скупкой радиодеталей, можно в интернете. Достаточно сделать запрос в любой поисковой системе или на Авито, а затем выбрать понравившийся вариант.
Следует отметить, что извлечение драгметаллов в домашних условиях дело довольно сложное, небезопасное и не очень прибыльное, ведь в одном телевизоре содержится менее десятых грамма. Сдавать детали скупщикам проще, но, чтобы получить за них более-менее приличную сумму, надо накопить большое количество изделий и желательно с наибольшим содержанием драгоценных металлов.
Самые ценные детали
Сравнив радиодетали по содержанию драгметаллов, можно сделать вывод, что больше всего золота находится в транзисторах серий 2Т и КТ. Лидером является серия 2Т. Однако такие транзисторы изготавливали для специальной (военной) техники. В них содержание золота доходит до 0,07 грамм в 1 штуке (2Т979А). Что касается таких же деталей гражданского сектора, то в них содержание золота может достигать 0,031 грамма в 1 штуке (КТ812Б).
Также у скупщиков ценятся детали содержащие палладий. Цена на этот драгоценный металл платиновой группы за 10 лет выросла более чем в 12 раз. В 2009 году за грамм палладия давали 350 рублей, в настоящее время – 4,5 тыс.
Самым распространенным изделием, содержащим палладий, которое можно легко найти в электронике времен СССР считается зеленый конденсатор КМ серии Н30 и Н90 (палладий до 0,021 гр в 1 шт.).
Высокое содержание палладия (до 58% в сплаве) и у контактов резисторов СП5, а у переключателя КСП его соотношение может достигать 80%.
Технические характеристики Двигателя Д-243
Двигатель Д-243 – это четырехтактный дизель с вертикальным, рядным расположением цилиндров и впрыском топлива непосредственно в цилиндры. Базовая модель не имеет турбо надува.
Основное их назначение установка на сельскохозяйственные трактора класса 1,4-2,0 т/с. А так же другие машины промышленного, сельскохозяйственного, лесозаготовительного назначения. Широко применяется на экскаваторах, погрузчиках, компрессорных станциях и электрогенераторах.
Обладает следующими характеристиками:
- Цилиндры в количестве – 4шт;
- Режим работы цилиндров – 1-3-4-2;
- Диаметр цилиндра – 110 мм;
- Ход поршня – 125 мм;
- Рабочий объем двигателя – 4,75 л;
- Мощность – 59,6 кВт;
- Наибольший крутящий момент – 298 Н*м;
- Наименьшие устойчивые обороты на холостом ходу – 600 об/мин;
- Номинальная обороты холостого хода – 2200 об/мин;
- Наибольшая частота оборотов холостого хода – 2380 об/мин;
- Расчетная степень сжатия – 16;
- Расход диз. топлива – 226 г/кВтч;
- Расход масла на период действия гарантии учитывая замену – не превышает 1,1% к расходу топлива;
- Давление масла на минимальных оборотах двигателя – 0,08 МПа;
- Давление масла на номинальных оборотах двигателя – 0,25-0,35 МПа;
- Вращение – правое;
- Масса дизеля сухого/снаряженного – 430/490 кг.
Эксплуатируются дизеля в условиях от -45 до +40, в местах где воздухообмен не ограничен.
Основные элементы дизеля Д-243
Конструкция двигателя имеет классическую компоновку. Основой ему служит отлитый из чугуна блок цилиндров. Головка блока цилиндров, так же из чугунного литья, с элементами механизма газораспределения. Снизу блок цилиндров закрывает масляный поддон – картер.
Блок цилиндров двигателя Д-243
Блок цилиндров – основа корпуса дизеля. Отливается из чугуна и имеет четыре расточки для установки гильз образующих цилиндры. Для установки гильз в расточках блока имеются два посадочных пояса.
Гильза фиксируется буртом в верхнем посадочном поясе. А нижняя же ее часть уплотняется парой колец из резины, установленных в проточках блока. Между гильзой и целиндровым блоком образуется пространство, с циркулирующей охлаждающей жидкостью.
Значение диаметра внутри гильзы подразделяется на три размера: малый, большой и средний. Маркируются они соответственно буквами (М), (С) и (Б), наносится маркировка в нижней части гильзы.
Приливы в торцовых стенках и поперечных и внутренних перегородках блока образуют опоры коленвала. На приливы устанавливаются крышки, образующие постели для монтажа коренных подшипников. Каждая крышка индивидуальна т.к. проточена под определенную постель, поэтому заменять ех крышками с других постелей запрещенно.
Так же в блоке имеются каналы по которым к коренным подшипникам и подшипникам распредвала поступает смазка. С наружи блока есть обработанные плоскости, служащие креплением для различного оборудования: ТНВД, фильтров, водяной помпы и так далее.
Головка цилиндров двигателя Д-243
Головка цилиндра является цельнолитой чугунной деталью, служащей основой для механизма газораспределения и топливной системы. В головке цилиндров имеются каналы для поступления в цилиндры свежего воздуха и отведения отработанных газов. Перекрываются каналы выпускными и впускными клапанами.
Под клапана, монтируются седла. Для достижения полной герметичности каждый клапан притирается к седлу индивидуально. Изготавливаются седла из высокопрочной и тугоплавкого сплава. Для отведения тепла головке имеются полости с циркулирующей в них охлаждающей жидкостью.
Сверху располагаются коромысла, всасывающий коллектор и колпак скрывающие клапанный механизм. Со стороны ТНВД в головке закреплены форсунки. С другой стороны выхлопной коллектор.
Уплотнением между блоком и головкой выступает асбестовая, армированная сталью прокладка. В прокладке, отверстия для гильз а так же канала для смазки окантованы обечайками из стали.
Основные механизмы двигателя Д-243
Можно выделить два основных механизма обеспечивающих работу двигателя. А так же системы, эти механизмы обслуживающие, но речь пока не о них.
Так вот – это кривошипно-шатунный механизм и механизм газораспределения. Первый обеспечивает преобразование возвратно поступательного движения поршней в работу коленвала, то есть его вращение. Второй управляет фазами газораспределения.
Кривошипно-шатунный механизм двигателя Д-243
Основными элементы:
- Вал коленчатый;
- Поршни;
- Шатуны;
- Коренные и шатунные подшипники;
- Маховик.
Рассмотрим эти элементы более подробно.
Коленчатый вал. Производится коленвал из стали, шейки вала делятся на коренные (5 шт.) и шатунные (4 шт.). Шатунные шейки оснащены полостями для центробежной дополнительной фильтрации смазки.
Чтобы уменьшить влияние инерционных сил на подшипники, ставят противовесы на 8, 5, 4 и 1-ую щеки коленвала.
С обоих концов вал уплотнен манжетами. На передний торец вала крепятся шестерни приводов маслинного насоса и механизма газораспределения, а так же шкив генератора и водяной помпы. С другой стороны крепится, на фланец установлен маховик.
Поршень, палец поршневой и кольца. Материал поршня алюминий. Канавки в его верхней части служат для установки трех компрессионных колец и 1-го маслосъемного.
Кольца делают из чугуна. Первое с верху кольцо хромированное, имеет прямоугольную форму в сечении, в канавку вставляется произвольно. 2-ое и 3-тье кольца имеют форму конуса, в торцевой части имеют метку «верх». 4-ое кольцо коробчатого строения маслосъемное, с расширителем в виде стальной спирали.
Для монтажа поршневого пальца, в бобышках поршня проточены отверстия. Изготавливается палец из хромоникелевой стали. Стопорные кольца исключают движение пальца в бобышках по оси.
По аналогии с гильзами поршня могут быть трех размеров (Б, С, М). Поршни и гильзы должны соответствовать по размерным группам.
Шатун. Материал сталь, форма в сечении двутавр. Головка шатуна в верхней своей части имеет запрессованную втулку и отверстия для подвода масла к поршневому пальцу.
Нижняя, имеет постели для установки вкладышей подшипника. Постели растачиваются вместе с крышками, а значит менять их местами не допустимо. Чтобы не перепутать шатун с крышкой имеют идентичную маркировку.
Так же шатуны различаются по весу. Все шатуны устанавливаемые в двигатель должны входить в одну весовую группу.
Коренные и шатунные подшипники. Делают их из биметаллической полоски. На Д-243 в зависимости от диаметра шеек коленвала существует два размера вкладышей. Кроме того насчитывается 4-е ремонтных размера.
Маховик. Материал чугун. С помощью болтов закрепляется на фланец коленвала.
Механизм газораспределения двигателя Д-243
Основные элементы:
- Распределительный вал;
- Клапана впускные и выпускные;
- Штанги;
- Коромысла;
- Уплотнительные манжеты.
Вал распределительный.
Привод вала от распределительной шестерни, установленной на коленчатом валу. Три втулки служащие валу подшипниками запрессованны в расточки целиндрового блока. Первая сделанная из сплава алюминия втулка с буртом, удерживающим вал от смещения по оси. Две другие втулки из чугуна.
Толкатели. Сами толкатели выполнены из стали. Рабочая часть толкателя сферической формы с наплавкой из отбеленного чугуна.
Штанги изготавливают из стального стержня, а чашка и сферическая рабочая часть штанги, взаимодействующая с толкателем закалены.
Коромысла клапанов.
Коромысла качаются на оси, которая крепится к крышке цилиндров четырьмя шпильками. Ось полая, имеет 8 каналов для подачи смазки на коромысла. Распорные пружины исключают осевое движение коромысел.
Впускные и выпускные клапана. Для изготовления используется жаропрочная сталь. Клапана совершают движение в направляющих, запрессованных в головку цилиндров. Две пружины, внутренняя и наружная, закрывают каждый клапан воздействуя на тарелку, которая фиксируется сухариками.
Манжеты уплотнительные. Чтобы исключить попадание в цилиндры и выхлопной коллектор масла, через зазор в направляющей клапана, для уплотнения устанавливают манжеты.
Советские радиодетали, содержащие драгоценные металлы
Наибольшее количество драгоценных металлов содержится в электронных компонентах транзисторных телевизоров
Если вы решили немного заработать и у вас есть ненужная техника советского производства, рекомендуется обратить внимание на следующие основные радиодетали:
- транзисторы;
- конденсаторы;
- радиолампы;
- резисторы;
- клеммы и разъемы;
- полупроводниковые диоды;
- дроссели;
- полупроводники;
- реле и др.
Наиболее ценными радиодеталями, с самым высоким содержанием ДГМ, являются:
- транзисторы серии 2Т и КТ;
- конденсаторы серии КМ и КП. Больше ценятся детали зеленого цвета;
- генераторные лампы серий ГУ и ГМИ;
- резисторы серий СП;
- клеммы и разъемы.
Рассмотрим подробнее присутствующие в советских телевизорах радиодетали, содержащие драгоценные металлы.
Транзисторы
Содержат золото, серебро, некоторые серии – палладий.
Наиболее ценными являются транзисторы (указано содержание в граммах на 1000 штук):
Транзистор | золото | серебро | платина | палладий |
2Т989А | 63,81 | 111,97 | 0,05 | 6,54 |
2T948 | 33,92 | 46,15 | 0,01 | 4,56 |
2Т986А(Б) | 52,05 | 85,97 | 0,06 | 5,13 |
КТ808А | 25,73 | 60,47 | ||
КТ809А | 17,15 | 94,67 | ||
КТ812Б | 30,98 | |||
КТ203А | 7,59 |
Конденсаторы
В основном содержат золото и серебро, также возможно нахождение в небольших количествах палладия и платины. Спросом пользуются конденсаторы КМ (зеленого цвета) так, как в них сосредоточено больше всего драгоценных металлов (в процентном соотношении), а также радиоэлементы с желтым, серебристым и танталовым корпусом.
Наиболее ценные конденсаторы (указано содержание в граммах на 1000 штук):
Конденсатор | золото | серебро | платина | палладий |
КМ-4,5 типа КР, ГР.Н30 | 6,88 | 20,57 | ||
КМ ОСТ | 5,9 | 34,05 | ||
КМ-4 | 10,33 | 56,34 | ||
КП1-24-25КВ-15-500ПФ | 7775,52 | 50489,53 | ||
КП-22, 10КВ50-3000ПФ | 7775,52 | 43279,43 | ||
К10-17-1 ГР.Н50 | 9,94 | 1,39 | 5,21 |
Радиолампы
В радиолампах содержится золото, серебро, платина, палладий. Также мощные генераторные лампы могут содержать большое количество меди в системе охлаждения.
Радиолампы, содержащие большое количество ДГМ (указано содержание в граммах на 1000 штук):
Радиолампа | золото | серебро | платина | палладий | тантал |
ГУ-71Б | 1612,2 | 12141,60 | 3,58 | 340,4 | 500 |
ГУ-73Б | 1583,66 | 5463,9 | 3,95 | 263,87 | |
ГУ-84Б | 1290,45 | 6763,9 | 0,25 | 194,7 | 1390 |
ГМИ-7-1 | 2325,74 | 4691,4 | 15,37 | ||
ГМИ-83В | 676,05 | 0,34 | 5,17 | ||
ГМИ-90 | 795,38 | 0,55 |
Резисторы
Такие детали в большом количестве содержат серебро, также в состав могут входить платина и палладий. Кроме того, сплавы из серебра находятся на выводах. Золото в резисторах не встречается.
Резисторы с большим содержанием драгметаллов (указано содержание в граммах на 1000 штук):
Резистор | серебро | палладий | платина |
СП4-8 | 55,55 | 15,53 | |
СП5-1410ОМ | 155,64 | 48,4 | |
СП5-1415ОМ | 116,92 | 38,72 | |
СП5-1422ОМ | 14,04 | 177,48 | |
СП5-1433ОМ | 14,04 | 131,96 |
Клеммы и разъемы
Для обеспечения высококачественных контактов в электротехнике применяются разъемы из драгметаллов. Такие запчасти в основном содержат золото, серебро и палладий.
Содержание ДГМ в некоторых клеммах и разъемах (указано содержание в граммах на 1000 штук):
Изделие | серебро | палладий | золото |
Розетка ОНП-НГ-2 | 235,68 | 303,79 | |
Розетка «Б» АЭРГТ8-32В | 410,53 | 249,97 | |
Розетка СН068–72/56Х28Р-2 | 4,71 | 775,53 | |
Вилка СНО50–112/63Х44В-6-В | 1333,7 | 839,68 | |
Вилка РПМ-10 | 1785,36 | ||
Вилка АЭРГВТ8-32В | 419 | 248,28 |