История создания
После начала строительства электровозов 2ЭС6 в 2008 году РЖД понадобились более мощные торговые электровозы, которые смогли бы перевозить большие грузы по горной местности. Электровозы 2ЭС6 заменили старые модели ВЛ10 и ВЛ11, но их мощности не хватало из-за использования коллекторного электродвигателя.
Было принято решение о создании линейки новых электровозов с асинхронным электродвигателем, который в 2008-2010 году был популярным в Европе и массово использовался в промышленности. По сравнению с коллекторным, асинхронный двигатель не имеет скользящего контакта, он эксплуатируется надежнее, стоит дешевле, его можно запускать от сети переменного тока, он имеет большую мощность при одинаковых размерах и не требует постоянного обслуживания.
Очевидные преимущества асинхронного двигателя привели к тому, что вместе с выпуском электровозов 2ЭС6 параллельно начался выпуск 2ЭС10, которые имели схожую механическую конструкцию и имели асинхронный электродвигатель. Такое решение позволило ввести в оборот двухсекционные электровозы 2ЭС10, которые позволяли водить тяжелые составы без использования трех секций.
Однако для создания серии электровозов на таком двигателе требовались технологии, которые ранее в Российской промышленности не использовались. Для этого был заключен контракт с компанией Siemens, которая помогала в проектировании 2ЭС10, доработке 2ЭС6 и поставке совместимого оборудования.
В 2009 году были проведены первые испытания электровоза 2ЭС6 с использованием немецкого асинхронного двигателя. Результат получился удовлетворительным – этот тип двигателя можно было использовать в линейке 2ЭС10 для перевозки больших грузов. После этого была создана техническая документация и в ноябре 2010 года был построен первый электровоз 2ЭС10. РЖД заключило многомиллиардный контракт на покупку и использование этих электровозов.
Преимущества и особенности использования 2ЭС10:
- Реализует повышенную силу тяги;
- Снижение расхода электроэнергии на 20%;
- Меньшая нагрузка на рельсовые пути из за меньшей массы двигателя;
- Удельная мощность выше на 35%.
Выпуском модификаций 2ЭС10 и 2ЭС10С (3ЭС10) до сих пор занимается компания «Уральские Локомотивы» и на данный момент насчитывается более 300 действующих локомотивов.