ВВЕДЕНИЕ
При создании лампового усилителя было решено украсить, сделать более живым внешний вид лампового усилителя для наушников за счёт анимации звукового сигнала. Сам усилитель собран на двух двойных триодах 6Н23П по схеме SRPP-каскада. Дизайн усилителя повторяет трапецию: лампы 6Н23П размещены сзади, спереди размещена лампа 6Е1П. Подробнее об усилителе можно почитать здесь.
В качестве введения приведу основные моменты, которые были на момент начала разработки схемы управления лампой, и определили конечную реализацию:
- Лампа 6Е1П светится приятным зелёным светом и выглядит оригинально среди многих других ламповых индикаторов прошлого. Монтаж лампы вертикальный, что много удобнее чем торцевые лампы, особенно при использовании совместно с другими вакуумными лампами в усилителе, которые, типично, монтируются вертикально на верхней панели.
- Необходимые напряжения питания сочетаются с напряжениями питания других вакуумных ламп, что не требует отдельного блока питания. Правда, в этом пункте есть некоторая особенность (см. ниже).
- Сразу стояла задача сделать вывод совместного аудио сигнала с двух каналов на одну лампу 6Е1П. Обычно ставится на каждый канал по своей индикаторной лампе или же используют выход только одного из стереоканалов для визуализации. Здесь же изначально стояла задача сделать «честное» отображение аудио сигнала.
- Решение пункта 3 требует сумматора сигнала, который, конечно, можно реализовать и на вакуумных лампах, но тогда схема управления индикаторной лампой сравняется по сложности со схемой самого усилителя. Классическая схема включения лампы 6Е1П предусматривает снятие сигнала либо с анода выходной лампы усилителя, либо использование специального согласующего трансформатора, достать который намного сложнее, чем саму лампу 6Е1П. Так же классические схемы не дают автоподстройки амплитуды сигнала, что приводит к зависимости степени раскрытия лампы от уровня громкости. Эта зависимость приобретает критическое значение при использовании наушников, т.к. сопротивление наушников может варьироваться в пределах 32-600 Ом, что даёт изменение амплитуды выходного сигнала в десятки раз. Поэтому было сразу решено: применять интегральные усилители; для реализации автоподстройки применить цифровой потенциометр, управляемый микроконтроллером; осуществлять цифровую фильтрацию аудио сигнала контроллером.
Считается, что в ламповой аудиотехнике не красиво использовать интегральные схемы. У меня таких предубеждений нет и, как было написано выше, в данной статье качество аудио сигнала не обсуждается. Речь пойдет исключительно о схеме качественного управления лампой 6Е1П.
Приступим!
ВВЕДЕНИЕ
SRPP-каскадаПодробнее об усилителе можно почитать здесь
- Лампа 6Е1П светится приятным зелёным светом и выглядит оригинально среди многих других ламповых индикаторов прошлого. Монтаж лампы вертикальный, что много удобнее чем торцевые лампы, особенно при использовании совместно с другими вакуумными лампами в усилителе, которые, типично, монтируются вертикально на верхней панели.
- Необходимые напряжения питания сочетаются с напряжениями питания других вакуумных ламп, что не требует отдельного блока питания. Правда, в этом пункте есть некоторая особенность (см. ниже).
- Сразу стояла задача сделать вывод совместного аудио сигнала с двух каналов на одну лампу 6Е1П. Обычно ставится на каждый канал по своей индикаторной лампе или же используют выход только одного из стереоканалов для визуализации. Здесь же изначально стояла задача сделать «честное» отображение аудио сигнала.
- Решение пункта 3 требует сумматора сигнала, который, конечно, можно реализовать и на вакуумных лампах, но тогда схема управления индикаторной лампой сравняется по сложности со схемой самого усилителя. Классическая схема включения лампы 6Е1П предусматривает снятие сигнала либо с анода выходной лампы усилителя, либо использование специального согласующего трансформатора, достать который намного сложнее, чем саму лампу 6Е1П. Так же классические схемы не дают автоподстройки амплитуды сигнала, что приводит к зависимости степени раскрытия лампы от уровня громкости. Эта зависимость приобретает критическое значение при использовании наушников, т.к. сопротивление наушников может варьироваться в пределах 32-600 Ом, что даёт изменение амплитуды выходного сигнала в десятки раз. Поэтому было сразу решено: применять интегральные усилители; для реализации автоподстройки применить цифровой потенциометр, управляемый микроконтроллером; осуществлять цифровую фильтрацию аудио сигнала контроллером.
ВВЕДЕНИЕ
SRPP-каскадаПодробнее об усилителе можно почитать здесь
- Лампа 6Е1П светится приятным зелёным светом и выглядит оригинально среди многих других ламповых индикаторов прошлого. Монтаж лампы вертикальный, что много удобнее чем торцевые лампы, особенно при использовании совместно с другими вакуумными лампами в усилителе, которые, типично, монтируются вертикально на верхней панели.
- Необходимые напряжения питания сочетаются с напряжениями питания других вакуумных ламп, что не требует отдельного блока питания. Правда, в этом пункте есть некоторая особенность (см. ниже).
- Сразу стояла задача сделать вывод совместного аудио сигнала с двух каналов на одну лампу 6Е1П. Обычно ставится на каждый канал по своей индикаторной лампе или же используют выход только одного из стереоканалов для визуализации. Здесь же изначально стояла задача сделать «честное» отображение аудио сигнала.
- Решение пункта 3 требует сумматора сигнала, который, конечно, можно реализовать и на вакуумных лампах, но тогда схема управления индикаторной лампой сравняется по сложности со схемой самого усилителя. Классическая схема включения лампы 6Е1П предусматривает снятие сигнала либо с анода выходной лампы усилителя, либо использование специального согласующего трансформатора, достать который намного сложнее, чем саму лампу 6Е1П. Так же классические схемы не дают автоподстройки амплитуды сигнала, что приводит к зависимости степени раскрытия лампы от уровня громкости. Эта зависимость приобретает критическое значение при использовании наушников, т.к. сопротивление наушников может варьироваться в пределах 32-600 Ом, что даёт изменение амплитуды выходного сигнала в десятки раз. Поэтому было сразу решено: применять интегральные усилители; для реализации автоподстройки применить цифровой потенциометр, управляемый микроконтроллером; осуществлять цифровую фильтрацию аудио сигнала контроллером.
НМД-016
Справочные данные по содержания драгоценных металлов в: НМД-016. Данные предоставленны из открытых источников: паспортов к изделиям, формуляров, технической литературы, технических справочников. Содержания драгметаллов ( Драгоценных металлов ): золота, серебра, платины и металлов платиновой группы (МПГ — палладий и т.д. ) на 1 штуку в граммах. Золото: 0 Серебро: 0.604 Платина: 0 МПГ : 0 Примечание:
Справочные данные по содержания драгоценных металлов в: П 71. Данные предоставленны из открытых источников: паспортов к изделиям, формуляров, технической литературы, технических справочников. Содержания драгметаллов ( Драгоценных металлов ): золота, серебра, платины и металлов платиновой группы (МПГ — палладий и т.д. ) на 1 штуку в граммах. Золото: 0 Серебро: 13.3 Платина: 0 МПГ : 0
Источник статьи: http://xn--80aimmfkbk.xn--p1ai/category/stanochnoe_oborudovanie/nasos/
ЧАСТЬ 5. РЕЗУЛЬТАТ
Лампа хорошо реагирует как на звуки верхних частот, так и нижних частот. Отрабатывает чётко, без задержек. Величина реакции адекватна громкости звука. На этом считаю поставленную задачу решенной.
Хочу заметить, что, хотя данный вариант является финальным и не планируется его дальнейшая доработка, тем не менее, данная версия оставляет простор для улучшения. Если бы передо мной стаяла задача доработки, то я улучшил бы схему в следующих моментах:
- Изменил бы схему источника питания на полностью импульсную. Линейный стабилизатор не стал бы ставить, т.к. обмотка трансформатора выдаёт только 47мА.
- Изменил бы схему включения потенциометра для исключения нелинейности.
- Использовал бы параметрический стабилизатор для формирования виртуальной земли +21V и уменьшил бы конденсаторы С18-С20.
На этом пока всё. В будущем планирую написать статью по изготовлению механической части усилителя и поделиться опытом изготовления корпусов РЭА из дерева, изготовления деталей из листового металла, покраске, покрытия лаком и нанесения маркировки через трафареты и штампы.
Спасибо за внимание. Жду ваших вопросов и комментариев. P.S
Заранее беспокоюсь, что тема может перерасти в обсуждение ламповой аудиотехники и вопросов качества аудио звучания. Поэтому прошу обсуждать исключительно вопросы связанные с визуализацией аудио сигнала. Заранее спасибо
P.S. Заранее беспокоюсь, что тема может перерасти в обсуждение ламповой аудиотехники и вопросов качества аудио звучания. Поэтому прошу обсуждать исключительно вопросы связанные с визуализацией аудио сигнала. Заранее спасибо.
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/259099/
ЧАСТЬ 3. СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ
В качестве микроконтроллера выбран ATiny25/45. Производительность достаточная для этой задачи, питание 5V, маленький корпус. Обычно, программирование контроллеров семейства AVR8 является простым и интуитивно понятным, но ATiny25/45 является контроллером сверхнизкой интеграции и почти не содержит аппаратных блоков. Поэтому работа с универсальным приёмопередатчиком ATiny25/45 не из приятных: почти всё делать приходится программно.
Сама схема управления лампой 6Е1П построена на полевом транзисторе IRLML2803 и представляет собой простой ШИМ с НЧ-фильтром. Транзистором коммутируется напряжение +28V или земля. Относительно вывода 2 лампы это будет +7V или -21V.
Так же в своём устройстве я решил добавить миниатюрное сдвоенное реле на переключение. При помощи него я коммутирую анодное напряжение усилителя после прогрева ламп и управляю светодиодом в тумблере включения, меняя его цвет с красного на зелёный после прогрева. Есть в этом одна особенность: порт PB5 контроллера используется как RESET и недоступен, пока не прошить соответствующий FUSE-бит, но после его прошивки станет невозможно программирование через SPI. Так что активируем порт PB5 в самую последнюю очередь, когда всё отлажено и работает как надо.
Как добыть золото из радиодеталей
Попробуем разобраться, как добыть золото из радиодеталей. Растворителем драгоценного металла является смесь из соляной и серной кислот. Пропорции – 3 к 1-му, соответственно. Смешивать надо жидкости определенной плотности.
Показатель серной кислоты должен быть 1,8 граммов на сантиметр кубический, соляной – 1,19 граммов на сантиметр кубический. Отделение золота от основы не пройдет окончательно, если не нагреть раствор до 60-ти, 70-ти градусов Цельсия.
Только в разгоряченную смесь стоит опускать деталь. После, следует добавить в емкость небольшое количество азотной кислоты. Получится раствор, известный как «царская водка». Он растворяет практически все элементы, в том числе и золото. Микросхема, или иной элемент, растает в смеси, который затем следует осадить восстановителем.
Следует учесть количество радиодеталей и содержание в них ценного сырья. Обычно, на 200 – 300 граммов поверхности, покрытой золотом, требуется полтора литра азотной кислоты. Технику следует максимально разобрать, отделить стеклянные элементы, участки без драгоценного напыления. Они будут «забирать» на себя химический раствор, тогда его потребуется больше. Опускать в среду желательно только сами детали с желтым металлом.
При комнатной температуре, без нагревания выделить металл из смеси кислот можно методом электролиза. Он подходит только для работы с деталями из меди и латуни. Через раствор пропускают ток плотностью от 0,1 до 1 А/дм2. В качестве катода используют свинец или железо. Процедура отделения золота закончена, если сила тока начинает резко падать.
Можно купить уже готовые составы для отделения драгоценных металлов в специальных магазинах. Возможно так же наладить сотрудничество с небольшими предприятиями химической промышленности. Реактивы предлагают и многие интернет-сайты, доставляя продукцию на дом. Методы извлечения золота из радиодеталей, описанные выше, применимы в домашних условиях.
Радиодетали, содержащие золото
Золотоносные месторождения разрабатывают, если содержание драгоценного элемента хотя бы 1 грамм на тонну породы. В одной микросхеме желтого металла от 1-го до 5-ти процентов. Золотом покрыты выводы детали, заключенные в керамический корпус.
Если он сделан из пластмассы, содержание ценного сырья меньше, — от 0,2 до 1-го процента. В транзисторах драгоценного элемента около 2-х процентов. Из золота сделана подложка, расположенная под проводником.
Но, все рекорды бьют конденсаторы. Их размеры примерно равны банке объемом три литра. В одной такой детали примерно 8 граммов желтого металла. К тому же, еще и 50 граммов серебра. Однако, дорогостоящей начинкой снабжены только конденсаторы, применявшиеся в военной технике – генераторах и станциях передачи радио-сигнала.
Немного золота можно извлечь и из радиоламп. Драгоценный элемент нанесен на сетку, расположенную близ катода. Последний, при работе лампы, нагревает сетку. Под действием тепла она начинает выделять электроны. Это нарушает работу товара.
Поэтому, и нужно покрытие радиодетали золотом. Напыление из него встречается и на ножках предметов освящения, но это касается только старых образцов, возрастом в десятки лет.
Несколько микрон драгоценного сырья наносили раньше и на разъемы, все виды полупроводников, таких как диоды, оптроны, тиристоры, стабилитроны. Реже всего золото можно встретить в резисторах. Однако, в некоторых из них наравне с серебром есть немного и желтого металла.
Таковы стандарты, по которым изготавливали радиодетали в СССР в 70-ых, 80-ых годах прошлого века. Золото есть и в современных радиодеталях. Однако, добывать сотые доли грамма из предмета, за который заплатили десятки, а то и сотни тысяч рублей, нецелесообразно. Пусть же в ход идут старые детали – другое дело.
Чаще всего радиодетали, содержащие золото, встречаются в вычислительных аппаратах старого образца, коммутационных приборах, радиотехнике. Электронно-вычислительные агрегаты серий СМ и СЕ должны интересовать соискателей в первую очередь. В одной такой машине от 0,2 до 10-ти килограммов золота. Тем же может похвастаться некоторая военная техника.
Новичкам будет полезен список не только общих названий радиодеталей, снабженных золотой «начинкой», но и конкретные обозначения моделей. И так:
Транзисторы КТ201, КТ203, КТ3102, КТ301, КТ306, КТ605. Все они снабжены ножками золотистой окраски.
КТ802, 808, 803, 809, 812, 908. Нужны образцы, выпущенные до 1986-го года. В более поздних моделях золото не употреблялось.
КТ907,904, 606. Внешне в них нет золотых элементов, отсутствует желтый цвет. Однако, ценное сырье на самом деле присутствует.
А вот у КТ602, 604, 611, 814, 815, 816, 9909 золотистые корпуса.
Реле РЭС9, 10, 15, 22, 34, РПС24, 32, 34, РКГ15.
Микросхемы К142ЕH, К50, К56PY2, АОТ101, К145, известная так же как «белый паук».
Микросхемы К133, 134, 178, 249, 564, 565, К140, 157, 217.
Диоды серии Д226 и подобные им.
Конденсаторы Км3, 4, 5, 6, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 52-1, 52-7, К53-1, 53-6, 53-7, 53-10, 53-15, 53-16.
Резисторы ПТП1, 2, ПЛП2, 6, ПП3-40, 3-41, 3-43, 3-44, 3-45, 3-47, КСП1, 4, КСУ1, КСД1, КПУ1, КПП1, СП5-1, 5-2, 5-3, 5-4, 5-14,5-15, 5-16, 5-17, СП3-19, 3-44.
Разъемы СНП59-64В, СНП59-96Р, ГРППМ7-90Ш, РППГ2-48.
Переключатели ТВ1, П23Г, Пг2-5, 2-6, 2-7, 2-10, П1Т3-1В, ПР2-10, ПКН8, ПТ33-26, ПП8-6, ППК2.
ЧАСТЬ 1. ПИТАНИЕ И ПОДКЛЮЧЕНИЕ ЛАМПЫ
Лампа 6Е1П использует стандартное напряжение накала и анода. Накал: 6,3V / 300 мА -> 1,9 Вт Анод: 250V / 6 мА -> 1,5 Вт
В своём проекте я использовал ТАН 21-127/220-50 для питания лампы 6Е1П, остальных ламп усилителя и питания микроконтроллера. В конечной схеме использовалось анодное напряжение +270V.
Подробнее про трансформаторы ТАН можно почитать здесь. Если вы ставите целью только визуализацию, то применение ТАН может быть нецелесообразным. Более разумным будет использование сетевых адаптеров питания с последующим формированием высокого напряжения, напряжения накала и питания контроллера при помощи импульсных источников питания. Например такой вариант, применяемый для газоразрядных ламп в ламповых часах Nixie.
Я бы рекомендовал выбрать сетевой адаптер на 24V. Это сделает схему повышающего преобразователя проще и эффективнее и позволит сделать виртуальную землю для лампы (см. далее).
Теперь о подключении лампы. Выводы накала (4 и 5) лампы 6Е1П изолированы от остальных выводов лампы, поэтому можно подключать их как угодно, главное чтобы между ними было напряжение около 6V. Можно постоянное, можно переменное. Только в случае применения ТАН, рекомендуется сделать подтяжку выводов 4 и 5 к выводу 2 (земля) для исключения пробоя между накалом и катодом. Выводы 3, 7, 8, 9 подключаются к высокому напряжению. И теперь, самое интересное – вывод 1 (сетка) управляет раскрытием лампы при помощи отрицательного напряжения! Напряжению -12…-15V на сетке относительно катода соответствует полное раскрытие лампы, а напряжению 0 – полное закрытие. И хуже того, в реальности, при заземлении сетки на катод лампа полностью не закрывается: вместо тонкой ровной светящейся полоски имеется жирный светящийся конус. Решается это подачей небольшого положительного напряжения на сетку (+5V достаточно). Таким образом, лампа управляется напряжением относительно катода от -15V до +5V. Что, мягко говоря, неудобно.
Характеристика реле
Специалисты Советского Союза использовали качественные материалы для производства бытовой техники и вычислительных аппаратов. Часто применялись драгоценные материалы. В значительных количествах они содержатся в реле. Добытчикам рекомендуется использовать детали таких серий:
- РП и РЭС;
- РКН и РПС;
- РКП и РКМ;
- РТН и ТРСМ;
- ТРТ и ТРП.
Радиолюбители даже в советское время добывали золото из электроники. Им стало известно то, что значительное содержание драгметаллов в конденсаторе — это 1 источник по их количеству в технике. До сих пор этот способ заработка остаётся актуальным. При грамотном выборе деталей можно накопить собственный небольшой капитал, ведь золото с момента своего появления всегда играло роль твёрдой валюты.
Самое большое содержание драгоценных металлов – в конденсаторах. Рекордсменами являются керамические. Однако не все разновидности могут порадовать владельцев высоким процентом ценных веществ или сплавов. Содержание драгметаллов в конденсаторах ВЗР ЭГЦ невелико, но тоже позволяет получить выгоду при сдаче в специализированные компании.
Маркировка ВЗР ЭГЦ расшифровывается как:
- ВЗР – Воронежский завод радиодеталей – единственный производитель этих устаревших конденсаторов. Они выпускались в 50-е годы прошлого века. Предприятие по-прежнему работает и выпускает детали под маркой «Воронежский конденсаторный завод».
- ЭГЦ – электролитические герметизированные цилиндрические. В маркировке также можно обнаружить аббревиатуру ОМ – особо морозостойкие.
У конденсаторов цилиндрический алюминиевый корпус с герметичной крышкой. В ней установлены изолятор из стекла и контактный лепесток (анод) в центре. На корпусе – второй лепесток, катод. Номиналы нестандартные для радиолюбителей. Встречаются и такие: 8 вольт. Однако пользователи отмечают их высокую долговечность – изделия можно использовать по назначению до сих пор, герметичность, удобство крепления.
Драгметаллы в конденсаторах ВЗР ЭГЦ представлены алюминием, из которого сделан корпус. Легкий цветной металл имеет свою цену на бирже. Кроме того, детали могут содержать серебро.
Обращайтесь в ООО «Транзистор» для предварительной оценки. Подробности – по телефонам.
Конденсаторы
Конденсаторы, содержащие драгметаллы:
- Конденсаторы керамические монолитные следующих серий: КМ3, КМ4, КМ5, + КМ6, К10-17, К10-26, К10-48.
- Конденсаторы в пластиковом корпусе: К10-17, К10-23, К10-28, К10-43, К10-46, К10-47.
- Конденсаторы КМ5 группы Н30 зелёного цвета- это конденсаторы, на которых чётко написано «Н30».
- Советские бескорпусные конденсаторы покупаем всех размеров, импорт не подмешивать, сразу видно.
- Импортные бескорпусные конденсаторы в настоящее время не принимаем.
- Конденсаторы импортные, определённых марок (смотрите в фотокаталоге).
- Конденсаторы танталовые следующих серий: К52-9, ЭТ, ЭТН, К53-1, К53-7, К53-16, К53-18, К53-28.
- Конденсаторы К50-6, К50-12, К53-4, К53-14, К53-21, К71-7, К73п-2, К73-3, К73-9, К78-2 и подобные не подходят, такие не покупаем.
- Конденсаторы серебряно-танталовые: К52-1, К52-2, К52-5, К52-7, ЭТО-1, ЭТО-2.
- Ёмкостные сборки Б-18, Б-20, проходные фильтры Б-23, линии задержки МЛЗ, микромодули, ГИС.
Способы сохранения блеска
Чтобы драгоценные металлы всегда оставались блестящими и эффектными, важно знать правильные способы их сохранения. Вот несколько полезных рекомендаций:
- Избегайте контакта с химическими веществами и агрессивными средствами ухода. Кислоты, щелочи и другие химические вещества могут повредить металл и лишить его блеска. Поэтому не рекомендуется носить украшения при работе с химическими реактивами или при использовании бытовых химикатов. Также следует избегать контакта с косметикой, парфюмерией и кремами, которые содержат агрессивные компоненты.
- Храните украшения отдельно друг от друга. Для предотвращения появления царапин и потери блеска, рекомендуется хранить драгоценности в отдельных мягких сумочках или специальных коробках. Это поможет избежать случайных повреждений и сохранить оригинальное состояние металла.
- Периодически очищайте украшения. Для сохранения блеска драгоценных металлов рекомендуется периодически проводить процедуру очищения. Для этого можно использовать специальные средства для ухода за ювелирными изделиями или смешать воду с небольшим количеством детского шампуня и протереть изделие мягкой зубной щеткой.
- Избегайте механических повреждений. Драгоценные металлы чувствительны к царапинам и потере блеска. Поэтому следует быть осторожным при ношении украшений, избегать ударов и контакта с твердыми поверхностями. Это поможет сохранить изделие в исходном состоянии на протяжении длительного времени.
- Избегайте воздействия влаги и избытка влажности. Драгоценные металлы подвержены окислению при воздействии влаги. Поэтому не рекомендуется носить украшения во время принятия водных процедур и при контакте с влажной средой. Также рекомендуется хранить украшения в сухих местах и избегать их длительного попадания под прямые солнечные лучи.
- Проводите профессиональное обслуживание. Для длительного сохранения блеска и идеального состояния драгоценных металлов, рекомендуется периодически обращаться к профессионалам. Они проведут профессиональное очищение и полировку украшений, а также проверят их на наличие повреждений и дефектов.
ЧАСТЬ 1. ПИТАНИЕ И ПОДКЛЮЧЕНИЕ ЛАМПЫ
Лампа 6Е1П использует стандартное напряжение накала и анода. Накал: 6,3V / 300 мА -> 1,9 Вт Анод: 250V / 6 мА -> 1,5 Вт
В своём проекте я использовал ТАН 21-127/220-50 для питания лампы 6Е1П, остальных ламп усилителя и питания микроконтроллера. В конечной схеме использовалось анодное напряжение +270V.
Подробнее про трансформаторы ТАН можно почитать здесь. Если вы ставите целью только визуализацию, то применение ТАН может быть нецелесообразным. Более разумным будет использование сетевых адаптеров питания с последующим формированием высокого напряжения, напряжения накала и питания контроллера при помощи импульсных источников питания. Например такой вариант, применяемый для газоразрядных ламп в ламповых часах Nixie.
Я бы рекомендовал выбрать сетевой адаптер на 24V. Это сделает схему повышающего преобразователя проще и эффективнее и позволит сделать виртуальную землю для лампы (см. далее).
Теперь о подключении лампы. Выводы накала (4 и 5) лампы 6Е1П изолированы от остальных выводов лампы, поэтому можно подключать их как угодно, главное чтобы между ними было напряжение около 6V. Можно постоянное, можно переменное. Только в случае применения ТАН, рекомендуется сделать подтяжку выводов 4 и 5 к выводу 2 (земля) для исключения пробоя между накалом и катодом. Выводы 3, 7, 8, 9 подключаются к высокому напряжению. И теперь, самое интересное – вывод 1 (сетка) управляет раскрытием лампы при помощи отрицательного напряжения! Напряжению -12…-15V на сетке относительно катода соответствует полное раскрытие лампы, а напряжению 0 – полное закрытие. И хуже того, в реальности, при заземлении сетки на катод лампа полностью не закрывается: вместо тонкой ровной светящейся полоски имеется жирный светящийся конус. Решается это подачей небольшого положительного напряжения на сетку (+5V достаточно). Таким образом, лампа управляется напряжением относительно катода от -15V до +5V. Что, мягко говоря, неудобно.
ЧАСТЬ 3. СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ
В качестве микроконтроллера выбран ATiny25/45. Производительность достаточная для этой задачи, питание 5V, маленький корпус. Обычно, программирование контроллеров семейства AVR8 является простым и интуитивно понятным, но ATiny25/45 является контроллером сверхнизкой интеграции и почти не содержит аппаратных блоков. Поэтому работа с универсальным приёмопередатчиком ATiny25/45 не из приятных: почти всё делать приходится программно.
Сама схема управления лампой 6Е1П построена на полевом транзисторе IRLML2803 и представляет собой простой ШИМ с НЧ-фильтром. Транзистором коммутируется напряжение +28V или земля. Относительно вывода 2 лампы это будет +7V или -21V.
Так же в своём устройстве я решил добавить миниатюрное сдвоенное реле на переключение. При помощи него я коммутирую анодное напряжение усилителя после прогрева ламп и управляю светодиодом в тумблере включения, меняя его цвет с красного на зелёный после прогрева. Есть в этом одна особенность: порт PB5 контроллера используется как RESET и недоступен, пока не прошить соответствующий FUSE-бит, но после его прошивки станет невозможно программирование через SPI. Так что активируем порт PB5 в самую последнюю очередь, когда всё отлажено и работает как надо.
МП-Э1-1
Справочные данные по содержания драгоценных металлов в: МП-Э1-1. Данные предоставленны из открытых источников: паспортов к изделиям, формуляров, технической литературы, технических справочников. Содержания драгметаллов ( Драгоценных металлов ): золота, серебра, платины и металлов платиновой группы (МПГ — палладий и т.д. ) на 1 штуку в граммах. Золото: 0.063 Серебро: 0.57 Платина: 0 МПГ : 0 Примечание:
Справочные данные по содержания драгоценных металлов в: НМД-0. Данные предоставленны из открытых источников: паспортов к изделиям, формуляров, технической литературы, технических справочников. Содержания драгметаллов ( Драгоценных металлов ): золота, серебра, платины и металлов платиновой группы (МПГ — палладий и т.д. ) на 1 штуку в граммах. Золото: 0 Серебро: 5.437 Платина: 0 МПГ : 0 Примечание:
ЧАСТЬ 5. РЕЗУЛЬТАТ
Лампа хорошо реагирует как на звуки верхних частот, так и нижних частот. Отрабатывает чётко, без задержек. Величина реакции адекватна громкости звука. На этом считаю поставленную задачу решенной.
Хочу заметить, что, хотя данный вариант является финальным и не планируется его дальнейшая доработка, тем не менее, данная версия оставляет простор для улучшения. Если бы передо мной стаяла задача доработки, то я улучшил бы схему в следующих моментах:
- Изменил бы схему источника питания на полностью импульсную. Линейный стабилизатор не стал бы ставить, т.к. обмотка трансформатора выдаёт только 47мА.
- Изменил бы схему включения потенциометра для исключения нелинейности.
- Использовал бы параметрический стабилизатор для формирования виртуальной земли +21V и уменьшил бы конденсаторы С18-С20.
На этом пока всё. В будущем планирую написать статью по изготовлению механической части усилителя и поделиться опытом изготовления корпусов РЭА из дерева, изготовления деталей из листового металла, покраске, покрытия лаком и нанесения маркировки через трафареты и штампы.
Спасибо за внимание. Жду ваших вопросов и комментариев
P.S. Заранее беспокоюсь, что тема может перерасти в обсуждение ламповой аудиотехники и вопросов качества аудио звучания. Поэтому прошу обсуждать исключительно вопросы связанные с визуализацией аудио сигнала. Заранее спасибо.
ссылка на оригинал статьи http://habrahabr.ru/post/259099/
Подскажу моторчики СССР с палладием, платиной и иридием. Перечень изделий и фото.
Интерес к электромоторчикам СССР в которых есть палладиевые контакты, а также другие сплавы на основе металлов платиновой группы возрастает соразмерно росту стоимости этих благородных металлов.
Так, например, при стоимости палладия в 150р за грамм (на 2009г), эти изделия были практически никому не интересны, ибо не представляли собой никакой материальной ценности. Однако когда палладий вырос в цене до 6000р, а иридий и того больше, ажиотаж вокруг советских электромоторов с палладиевыми и платиновыми контактами возрос многократно.
Прежде всего, такими изделиями заинтересовались охотники за радиодеталями, и люди занимающиеся сбором изделий с драгметаллами с целью их дальнейшей сдачи в пункты приема лома. И это вполне естественно, поскольку собрав даже несколько таких моторов с контактами из сплава палладий + иридий, можно с лихвой окупить все потраченные на их поиск затраты.
Однако, где искать такие изделия СССР и в каких моторчиках есть палладий, платина или иридий, известно далеко не каждому искателю драгоценных металлов. Списков моделей в открытом доступе практически нет, а найти более полную информацию по каждому из попадающихся радиолюбителю устройств, практически невозможно.
Единственное, на что можно полагаться, это на опыт других сборщиков радиодеталей и информацию из технических паспортов к изделиям. И к счастью, такую информацию нам удалось отыскать.
Как отличить электромоторы с палладием по внешним признакам.
Драгоценные металлы платиновой группы есть далеко не в каждом советском электромоторчике. Это стоит знать. Кроме того, палладий и платина в таких изделиях могут присутствовать в разных механизмах, а не только в качестве металла для контактных групп.
Так, например, в электромоторчиках от советских магнитофонов, платина и другие драгоценные металлы могут присутствовать только в зеленых КМ конденсаторах или транзисторах.
Палладий и иридий в качестве контактов встречается преимущественно в более сложной технике, перечень которой мы предложим ниже.
Отличительной чертой электродвигателей с драгоценными металлами платиновой группы выступает их продолговатая, цилиндрическая форма, на одной из сторон которой находится отсек скрывающий щеточный механизм. Именно для обеспечения правильной работы щеточного механизма, а также для контроля скорости и направления оборотов электродвигателя и применяют палладиевые или платиновые конденсаторы и контактные группы из драгметаллов.
В каких электромоторах СССР есть палладий, платина, иридий. Перечень изделий.
Известный перечень моторчиков с палладиевыми контактами не слишком обширен и составляет лишь несколько известных моделей выпуском до 1990г.
К таким устройствам относятся электромоторы серий:
ДПМ-30-Н3-01, ДПМ-30-Н3-01А, ДПМ-30-Н3-02, содержит 0,13 серебра и порядка 0,9г сплава платины с иридием. Драгметаллы присутствуют преимущественно на движущей части контактной группы.
ДПМ-20-Н3-01 содержит 0,2 серебра и 0,208 Pt-Ir сплава.
ДПМ-20-Н3-09 имеет практически такое же содержание драгметаллов, как и предыдущая версия.
Электродвигатель ДПМ-25-Н3-02Б встречается с 0,02г платины.
ДПМ-30-Н6-02 с РС-3-02Д, согласно справочнику сайта dragmetinform.ru содержит до 3,9г серебра, 0,11 платины и 0,01 металлов платиновой группы.
Стоимость деталей из сплава Pt-Ir в моторчиках СССР зависит от их массы и процентного содержания драгоценных металлов, а также от цены сырья на международном рынке. В среднем она может достигать 5000р за один грамм.
Существуют и моторчики, в которых драгметаллы присутствуют в конструкции зеленых КМ конденсаторах с обозначением 5V, 5F, H30 и H90. Цена килограмма таких конденсаторов в пунктах приема радиодеталей достигает 200 000р.
Перечень устройств, в которых применяются электродвигатели с платиной, палладием или иридием очень ограничен. Преимущественно это были советские бормашины для ювелиров и стоматологов. В бытовой электронике лишь изредка встречаются моторы с КМ конденсаторами. Изделия серии ДПМ 30 Н3 и схожие с ними, встречаются редко и использовались преимущественно в изделиях, где требуется легкий вес мотора и точная регулировка оборотов. Мини дрели, авиа моделирование и космическая инженерия. Были такие моторы и в свободной продаже. Поэтому найти их еще возможно, хоть и очень нелегко.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/zolotoysklad/podskaju-motorchiki-sssr-s-palladiem-platinoi-i-iridiem-perechen-izdelii-i-foto-607ee6852d9af14dc697f299